Новости страхования

Рэнкинг всех страховщиков ОСАГО за I квартал 2024 г. (по данным РСА). Потребители наносят ответный удар

Российский союз автостраховщиков (РСА) предоставил АСН статистику по ОСАГО за I квартал 2024 г.

АСН выявило интересные динамики в показателях. Так, если раньше уже несколько периодов росли сборы, а выплаты «топтались» на месте, то сейчас наоборот.

Здесь и далее в тексте сравниваются показатели I квартала 2023 г. и I квартала 2024 г.

Сборы с 71,1 млрд р. выросли до 73,4 млрд р. (всего +3% или 2,4 млрд р.).

Выплаты же выросли сразу на 20%! С 39,3 млрд р. до 47,3 млрд р. (или «плюс» 8,0 млрд р. по всему рынку ОСАГО). Для сравнения — прирост выплат в 2023 г. по отношению к 2022 г. был только 3%.

Поэтому увеличилось и соотношение выплат со сборов — с 55% до 64%. Напомним, что согласно формальной неубыточности, начинающейся с 77% — дела страховщиков идут ещё хорошо. Но ещё один подобный «подскок» и могут опять «случиться» инициативы по расширению тарифного коридора.

Из крупных страховщиков соотношение сборов и выплат существенно подскочило у «МАКСа» (№12 по сборам). В изучаемой период компании пришлось выплатить на 14% больше сборов. В первую очередь из-за снижения сборов в сегменте. У «ВСК» (№4) соотношение сборов к выплатам выросло с 53% до 79%. У «Тинькофф Страхования» (№7) — с 32% до 57%.

У «РЕСО-Гарантии» (№2) показатель подскочил на 14% — с 47% до 61%.

Количество заключённых за январь-март 2024 г. договоров ОСАГО составило 9,2 млн штук (+3%).
Таблица с данными доступна по ссылке https://www.asn-news.ru/news/86473
Топ-10

На 1-е место (сразу с 3-го) вышло «АльфаСтрахование», продолжавшее наращивать сборы — они выросли на 1 млрд р. и достигли 11,6 млрд р. (+10%). Выплаты компании с 5,9 млрд р. поднялись до 7,6 млрд р. (+29%). Директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахования» Роман Лободин сообщил АСН, что в I квартале 2024 г. «АльфаСтрахование» нарастило свою долю на рынке. Выплаты за этот период также существенно выросли из-за снежной зимы, когда увеличилась частота обращений, отметил Роман Лободин.

Предыдущий лидер — «РЕСО-Гарантия» — на 2-й строчке. Сборы снизились на 7% и составили 11,4 млрд р. Выплаты выросли на 20% и достигли 6,9 млрд р. Старший управляющий продуктом по автострахованию Департамента розничного страхования «РЕСО-Гарантии» Павел Яковлев отметил, что «некоторое снижение объёма портфеля отчасти нами прогнозировалось. Это связано с сокращением количества клиентов по разным причинам, не всегда от нас зависящим». Выросло как количество обращений за возмещением ущерба, так и сумма выплат. Связано это с восстановлением частоты обращений и ростом средней выплаты. Если количество заявленных страховых случаев выросло примерно на 8-9%, то рост средней выплаты оказался более 12%, указали в «РЕСО».

«Ингосстрах» (№3) собрал 10,7 млрд р. (-6%) при практически неизменившихся выплатах в 6,3 млрд р. (-1%).

«ВСК» (№4) сохранил статус-кво по сборам — 7,6 млрд р. (+1%). Но выплаты компании подскочили сразу на 51% — с 4,0 млрд р. до практически 6,0 млрд р.

«Росгосстрах» продолжает занимать 5-е место и наращивает портфель. Сборы увеличились на 24%, составив 6,1 млрд р. Выплаты снизились на 6%. Всего по ОСАГО «РГС» выплатил в I квартале этого года 2,6 млрд р.

«СОГАЗ» (№6) серьёзно прирос в ОСАГО. Сборы с 3,5 млрд р. увеличились до 5,1 млрд р. (+46%). Выплатить пришлось 3,3 млрд р. (+14%).

С 9-го на 7-е место поднялось «Тинькофф Страхование» — собрав 3,7 млрд р. (или +33%). Но стремительно выросли и выплаты — с 880 млн р. до 2,1 млрд р. (+138%).

Сборы по ОСАГО «Ренессанс Страхования» (№8) составили 3,4 млрд р. (+6%) при выплатах в 2,2 млрд р. (+8%).

«Югория» (№9) сохранила сборы на уровне 3,1 млрд р. Но выплатить пришлось 2,2 млрд р., что на 23% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Заместитель гендиректора «Югории» по продуктам розничного страхования Денис Макаров рассказал АСН, что рост сборов по ОСАГО у них обусловлен комплексным улучшением работы компании, стабилизацией рынка и увеличением числа клиентов. Прирост выплат связан с увеличением средней стоимости автомобилей, что привело к увеличению стоимости ремонта после ДТП и, следовательно, к увеличению выплат по ОСАГО. А также с изменением парка страны в сторону китайских авто, что привело к росту средней выплаты, перечислил Денис Макаров.

В топ-10 вошло «Согласие» — увеличив сборы до 2,0 млрд р. (+1%) и выплаты до 1,2 млрд р. (+18%).

«Средние» ценники

Средняя премия выросла только на 35 р. и достигла 7984 р.

Дешевле 5 тыс. р. оказались средние «ценники» на ОСАГО у «Астро-Волги» и «Боровицкого страхового общества». Компании предпочитают работать на локальных рынках с низкими территориальными коэффициентами.

Самый дорогой средний полис у «Паритета-СК» — 18,5 тыс. р. Далее идёт «Абсолют Страхование» с 15,6 тыс. р.

Что касается лидеров, то у «АльфаСтрахования» средний полис ОСАГО стоил 8,8 тыс. р. (подорожал на 606 р. или 7%), у «РЕСО-Гарантии» — 9,3 тыс. р. («плюс» 159 р. или 2%). «Ингосстрах» продавал в среднем за 9,0 тыс. р. («минус» 212 р. или 2%).

Актуальные проблемы на рынке

«До сих пор актуальна проблема со сроками ремонта. Сами запчасти заказать стало легче, но выдержать сроки ремонта по закону в случае заказа запчастей не получается. Возможно, планируемое изменение срока ремонта до 45 дней снимет часть проблем, но окончательно они не уйдут», — отметили в «РЕСО-Гарантии».

Проблемы с рядом запасных частей по-прежнему сохраняются, особенно сложная ситуация с запчастями для некоторых европейских марок. Для минимизации этих проблем «Югория» налаживает устойчивые цепочки поставок и расширяет сотрудничество с новыми СТОА.

На данный момент существующего тарифного коридора по ОСАГО достаточно для осуществления выплат. Однако с учётом тенденции роста средней выплаты для определённых сегментов, таких как такси, коммунальные службы, доставка товаров, регионы с высоким уровнем аварийности, потребуется увеличение средней премии в рамках действующего тарифного коридора, указали в «Югории».

Недотарификация сохраняется в сегментах с более высокими режимами использования транспортного средства — каршеринг, аренда и т.п., указали в «АльфаСтраховании».

По инициативе по допуску к использованию в ремонте авто по ОСАГО бывших в употреблении запчастей в «РЕСО-Гарантии» сообщили, что «если эта инициатива позволит урегулировать страховые случаи проще, при этом не будет страдать качество ремонта и будет расти удовлетворённость клиентов, то, конечно, мы за. Но у этой идеи есть много противников. Решение должно быть прозрачным и понятным для всех».

Важно исключить использования бывших в употреблении запчастей, которые участвуют в обеспечении безопасности движения ТС. Иначе в случае ДТП, возникшем из-за технической неисправности, может возникнуть затруднение в определении ответственности. При этом кузовных элементов это не касается, что занимает 80% всех ремонтов. Возможно, необходим механизм сертификации б/у запчастей, так как без них сложно (иногда невозможно) организовать ремонт на сегодняшний день, обратили внимание в «Югории».

«Как мы уже неоднократно отмечали, нужно не поднимать потолок тарифного коридора, а сделать тарификацию в ОСАГО свободной, чтобы рынок за счёт конкуренции сам себя отрегулировал по цене, как это работает в каско», — считают представители «РЕСО».

Источник: https://www.asn-news.ru/news/86473
2024-05-28 11:05 Новости страхового рынка