Закон содержит ряд норм, направленных на совершенствование действующего порядка досудебного урегулирования финансовым уполномоченным споров между финансовыми организациями и потребителями, повышение эффективности деятельности по рассмотрению обращений потребителей и, соответственно, защиты прав потребителей финансовых услуг, сообщает Служба финансового уполномоченного.
«Служба финансового уполномоченного совместно с Банком России, Минюстом Российской Федерации и иными заинтересованными сторонами больше года работала над этими поправками. Новые компетенции, которые дает этот закон финансовому уполномоченному, позволят обеспечить правовой защитой большее число граждан, а поправки о совершенствовании деятельности сделают процесс рассмотрения обращений более эффективным», — отметил Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин.
Совершенствование порядка досудебного урегулирования споров
Практическая реализация закона о финансовом уполномоченном в течение четырех лет выявила ряд положений, которые требуют совершенствования для более эффективного рассмотрения обращений граждан. В связи с этим в законе содержится ряд важных изменений.
Так, сокращен с 15 календарных дней до 7 рабочих срок предоставления по запросу финансового уполномоченного информации органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями. Такое изменение направлено на обеспечение возможности получения финансовым уполномоченным необходимой для рассмотрения обращения информации в рамках срока, в который сам финансовый уполномоченный должен рассмотреть обращение (15 рабочих дней).
В практике финансового уполномоченного возникают ситуации, когда для полноценного рассмотрения обращения требуется информация от финансовой организации, отличной от той, в отношении которой поступило обращение. Законом устанавливается сокращенный срок предоставления такой информации — 5 рабочих дней (ранее он составлял 15 календарных дней).
Закон также дает финансовому уполномоченному право запросить документы и сведения, необходимые для рассмотрения его обращения, у самого потребителя.
Предусматривается возможность замены финансовым уполномоченным финансовой организации, в отношении которой подано обращение, на иную финансовую организацию. Такое право необходимо в связи с тем, что во взаимоотношениях с потребителем задействованы несколько финансовых организаций и потребитель не всегда может самостоятельно определить «надлежащую» сторону спора.
Например, кредитная организация, действующая в качестве агента страховой организации при заключении кредитного договора также заключает с потребителем от имени страховщика договор страхования. При последующем отказе от страховых услуг потребитель нередко хочет вернуть часть страховой премии и обращается в банк. Однако, как правило, «надлежащим ответчиком» по такому требованию будет страховщик. В этих ситуациях финансовый уполномоченный вынужден отказывать потребителю в удовлетворении заявленных требований и разъяснять, что правоотношения возникли у него со страховой организацией. При этом происходит затягивание процесса восстановления потребителем нарушенного права. Теперь данная проблема решена.
Одним из важнейших изменений является уточнение нормы по приостановлению исполнения решения. Например, страховая организация, не оспаривающая сумму рассчитанного финансовым уполномоченным страхового возмещения, но несогласная с размером взысканной им неустойки за нарушение срока исполнения обязательства, может обжаловать решение в суде как полностью, так и только в части неустойки. В этом случае вполне логично приостановить исполнение решения финансового уполномоченного только в обжалуемой части, обеспечив потребителю возможность получить положенное ему страховое возмещение, спор по которому отсутствует. Теперь закон позволяет приостанавливать исполнение решения финансового уполномоченного в части.
Изменения также касаются вопросов организации проведения экспертизы финансовым уполномоченным в рамках рассмотрения обращений, исправления описок и явных арифметических ошибок в решении финансового уполномоченного и других процедурных аспектов.
Защита пенсионных прав
С 11 декабря 2023 г. финансовый уполномоченный вправе рассматривать обращения потребителей в отношении НПФ, содержащие требования о возврате средств пенсионных накоплений предыдущему страховщику в связи с незаключением договора об ОПС по тому основанию, что заявление о переходе в НПФ или договор об ОПС подписаны не застрахованным лицом или его уполномоченным представителем — так называемые незаконные переводы из одного фонда в другой. Обращение с такими требованиями может быть направлено финансовому уполномоченному до установления заявителю накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, если со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.
Кроме того, по общему правилу финансовый уполномоченный рассматривает обращения потребителей с требованиями до 500 тыс. р. (кроме ОСАГО). Поправки сняли это ограничение в отношении требований потребителей к НПФ по договорам об обязательном пенсионном страховании и договорам о негосударственном пенсионном обеспечении. Это связано в том числе с тем, что зачастую граждане не могут оценить свои требования в части размера ежемесячной пенсии, поскольку при ее назначении используются сложные математические расчеты и предъявляют требования на всю сумму пенсионных накоплений (пенсионных резервов).
Законом устранена неопределенность в части возможности рассмотрения финансовым уполномоченным обращений с требованием о назначении накопительной и негосударственной пенсии — такое требование подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным.
Источник: https://www.asn-news.ru/news/84987
«Служба финансового уполномоченного совместно с Банком России, Минюстом Российской Федерации и иными заинтересованными сторонами больше года работала над этими поправками. Новые компетенции, которые дает этот закон финансовому уполномоченному, позволят обеспечить правовой защитой большее число граждан, а поправки о совершенствовании деятельности сделают процесс рассмотрения обращений более эффективным», — отметил Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин.
Совершенствование порядка досудебного урегулирования споров
Практическая реализация закона о финансовом уполномоченном в течение четырех лет выявила ряд положений, которые требуют совершенствования для более эффективного рассмотрения обращений граждан. В связи с этим в законе содержится ряд важных изменений.
Так, сокращен с 15 календарных дней до 7 рабочих срок предоставления по запросу финансового уполномоченного информации органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями. Такое изменение направлено на обеспечение возможности получения финансовым уполномоченным необходимой для рассмотрения обращения информации в рамках срока, в который сам финансовый уполномоченный должен рассмотреть обращение (15 рабочих дней).
В практике финансового уполномоченного возникают ситуации, когда для полноценного рассмотрения обращения требуется информация от финансовой организации, отличной от той, в отношении которой поступило обращение. Законом устанавливается сокращенный срок предоставления такой информации — 5 рабочих дней (ранее он составлял 15 календарных дней).
Закон также дает финансовому уполномоченному право запросить документы и сведения, необходимые для рассмотрения его обращения, у самого потребителя.
Предусматривается возможность замены финансовым уполномоченным финансовой организации, в отношении которой подано обращение, на иную финансовую организацию. Такое право необходимо в связи с тем, что во взаимоотношениях с потребителем задействованы несколько финансовых организаций и потребитель не всегда может самостоятельно определить «надлежащую» сторону спора.
Например, кредитная организация, действующая в качестве агента страховой организации при заключении кредитного договора также заключает с потребителем от имени страховщика договор страхования. При последующем отказе от страховых услуг потребитель нередко хочет вернуть часть страховой премии и обращается в банк. Однако, как правило, «надлежащим ответчиком» по такому требованию будет страховщик. В этих ситуациях финансовый уполномоченный вынужден отказывать потребителю в удовлетворении заявленных требований и разъяснять, что правоотношения возникли у него со страховой организацией. При этом происходит затягивание процесса восстановления потребителем нарушенного права. Теперь данная проблема решена.
Одним из важнейших изменений является уточнение нормы по приостановлению исполнения решения. Например, страховая организация, не оспаривающая сумму рассчитанного финансовым уполномоченным страхового возмещения, но несогласная с размером взысканной им неустойки за нарушение срока исполнения обязательства, может обжаловать решение в суде как полностью, так и только в части неустойки. В этом случае вполне логично приостановить исполнение решения финансового уполномоченного только в обжалуемой части, обеспечив потребителю возможность получить положенное ему страховое возмещение, спор по которому отсутствует. Теперь закон позволяет приостанавливать исполнение решения финансового уполномоченного в части.
Изменения также касаются вопросов организации проведения экспертизы финансовым уполномоченным в рамках рассмотрения обращений, исправления описок и явных арифметических ошибок в решении финансового уполномоченного и других процедурных аспектов.
Защита пенсионных прав
С 11 декабря 2023 г. финансовый уполномоченный вправе рассматривать обращения потребителей в отношении НПФ, содержащие требования о возврате средств пенсионных накоплений предыдущему страховщику в связи с незаключением договора об ОПС по тому основанию, что заявление о переходе в НПФ или договор об ОПС подписаны не застрахованным лицом или его уполномоченным представителем — так называемые незаконные переводы из одного фонда в другой. Обращение с такими требованиями может быть направлено финансовому уполномоченному до установления заявителю накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, если со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.
Кроме того, по общему правилу финансовый уполномоченный рассматривает обращения потребителей с требованиями до 500 тыс. р. (кроме ОСАГО). Поправки сняли это ограничение в отношении требований потребителей к НПФ по договорам об обязательном пенсионном страховании и договорам о негосударственном пенсионном обеспечении. Это связано в том числе с тем, что зачастую граждане не могут оценить свои требования в части размера ежемесячной пенсии, поскольку при ее назначении используются сложные математические расчеты и предъявляют требования на всю сумму пенсионных накоплений (пенсионных резервов).
Законом устранена неопределенность в части возможности рассмотрения финансовым уполномоченным обращений с требованием о назначении накопительной и негосударственной пенсии — такое требование подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным.
Источник: https://www.asn-news.ru/news/84987