ЦБ увидел риски в удлинении сроков ремонта по ОСАГО
Увеличение максимального срока ремонта по ОСАГО, скорее всего, затронет всех — владельца и условной «девятки», и того же BMW.
Об этом «Известиям» рассказал директор департамента страхового рынка Банка России Илья Смирнов. Он добавил, что с поставкой запчастей европейских машин действительно возникают сложности, однако страховщики под этим предлогом могут начать затягивать ремонт и российских автомобилей. Однозначно решить проблему с деталями пока сложно, подчеркнул Илья Смирнов.
Сложности с поставками комплектующих на российский рынок возникли из-за ограничений, наложенных западными автоконцернами, напомнил директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин. Каналы параллельного импорта частично помогают справиться с дефицитом запчастей, но сроки их доставки существенно выросли. В этих условиях страховщикам стало сложно выполнять требование о ремонте авто по ОСАГО максимум за 30 дней. Поэтому многие компании предпочитают выплачивать компенсацию в денежной форме, отметил эксперт.
Доля ремонта авто по ОСАГО по итогам девяти месяцев 2023 г. составила всего 6%, сообщили в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Увеличение максимально разрешённого времени восстановления машин позволило бы повысить их долю. При этом компании сами заинтересованы в том, чтобы оперативно организовать работы и вернуть машину клиенту. В РСА резюмировали: реализация инициативы не должна привести к затягиванию сроков, как этого опасается ЦБ.
«Известия» направили запрос в Минфин о преимуществах и недостатках удлинения сроков ремонта по ОСАГО.
Повышение предельного срока восстановления по ОСАГО до 45 дней также поддерживают участники страхового рынка. Актуальность проблемы сохраняется, подчеркнула руководитель управления урегулирования убытков по автострахованию компании «Абсолют Страхование» Юлия Федотова. Причём с 2022 г. доля ремонта значительно снизилась — за 2023 г. она составила всего 2% от общего объёма возмещения.
Станции техобслуживания системно отказываются от ремонта из-за долгих поставок комплектующих и их стоимости, подчеркнула Юлия Федотова.
«Сегодня в среднем срок поставки новых оригинальных запчастей по "проблемным" маркам занимает от полутора до трёх месяцев», — рассказал генеральный директор «Совкомбанк Страхования» Игорь Лаппи.
Он уточнил: «легкодоступные» детали на иномарки привозят за две-три недели. Среди них — массовые китайские бренды, такие как Cherry, Exeed, Haval, Geely, и классические отечественные авто. Средний срок поставок «среднедоступных» запчастей составляет три-четыре месяца. В этой категории в основном европейские машины — BMW, Mercedes, Land Rover, Audi, Skoda. «Труднодоступные» запчасти приходится ждать в среднем полгода. Среди таких брендов — машины японского и корейского производства (Toyota, Lexus, Mitsubishi, Honda, Kia, Hyundai), рассказал Игорь Лаппи.
Проблема с запчастями до сих пор стоит остро, пишет издание. Станции техобслуживания всё чаще отказываются от ремонта из-за длинных сроков поставки деталей.
Поэтому в прошлом году с инициативой продления срока ремонта к регулятору обратился рынок. В апреле 2023 г. в Совфеде рекомендовали повысить максимальный срок восстановления авто по страховке с 30 до 45 дней. В Минфине поддержали предложение, писали «Известия» в мае. Однако сейчас инициативу поставили на паузу, заявил источник на страховом рынке.