Об этом сообщил в интервью «Интерфаксу» глава департамента страхового рынка ЦБ Илья Смирнов.
Политика собственного удержания рисков формулируется страховщиками самостоятельно, позволяет компаниям определить, какую часть риска страховщик оставляет у себя, а какую передает перестраховщику, пояснил он.
«Сейчас нет каких-либо требований к размеру или доле, которые страховщики должны оставлять у себя, передавая риск в перестрахование „Российской национальной перестраховочной компании“ (РНПК), — отметил Смирнов. — Нам не хотелось бы делать это нормативно, по крайней мере в моменте. Более того, как регулятору нам это и не надо. Но эта задача весьма актуальна для РНПК. Я говорю о соразмерности рисков, оставляемых страховщиками на своем балансе».
Он добавил: «Если речь идет о необходимости перестраховать риск в сотни миллиардов рублей, то понятно, что никто из страховщиков в стране не имеет возможности оставить на собственном удержании значимую долю такого огромного риска просто физически. Размер собственного удержания страховщика в подобном случае составит какую-то часть процента. Если же стоимость риска оценена в 10 млрд рублей, то говорить о целесообразности оставления на своем балансе сотых долей процента риска — это перебор».
Определение четких подходов к вопросу о собственном удержании — это эффективный риск-менеджмент со стороны перестраховщика, считает Смирнов.
«Если страховщик чего-то не разглядел и произойдет страховой случай, он сам ощутимо будет участвовать в убытке, и это справедливо. Такой подход должен стимулировать страховщиков увеличивать капитал с тем, чтобы иметь возможность страховать (и впоследствии перестраховывать) более крупные риски. С другой стороны, тема собственного удержания не должна превратиться в инструмент давления крупными участниками рынка на более маленьких», — добавил он.
Говоря о планах РНПК по упорядочению правил игры в сегменте перестрахования и о создании РНПК ряда регламентов, глава департамента сказал, что ЦБ как регулятор и как акционер однозначно поддерживает национального перестраховщика, поскольку «правила игры должны быть одинаковыми, прозрачны и понятны для всех участников рынка» (определенные подходы к оценке уровня собственного удержания по передаваемым в перестрахование договорам могут в том числе устанавливаться РНПК).
В то же время глава департамента ЦБ не разделяет ожиданий тех, кто безусловно рассчитывает на смягчение подходов в ценообразовании со стороны РНПК в ближайшей перспективе.
«Есть соблазн сказать: да, только так и будет. Но ведь все понимают, что справедливый тариф должен строиться исходя из оценки ожидаемых убытков. Представим, что стоимость услуг РНПК будет снижена, а после этого возникает убыток на десятки миллиардов рублей, и что тогда, из каких денег платить? В страховании ведь деньги не появляются из воздуха», — отметил он.
«Сегодня РПНК чувствует себя уверенно благодаря солидному запасу капитала. Но, учитывая его высокую роль на страховом рынке, нацперестраховщику должно хватать капитала, чтобы убыток в 10, 20, 30 млрд р. или даже больше не приводил бы к каким-то тяжелым последствиям. Такой размер капитала формируется за счет тарифов. Поэтому снижение тарифов РНПК на перестрахование — дискуссионная тема», — считает Смирнов.
«Не знаю, насколько у страховщиков есть мотивация увеличивать свой капитал для того, чтобы повышать собственное удержание. Они теоретически могут этого не делать. Но если они не будут увеличивать свой капитал и собственное удержание рисков, то капитал, конечно, придется повышать уже самой РНПК», — сделал он вывод.
Глава департамента ЦБ подчеркнул, что пройти кризис страховому рынку помогли не только меры Банка России в момент кризиса, но и системные решения, которые регулятор и законодатели приняли после введения санкций 2014 г. В частности, в ситуации, когда в 2022 г. российский рынок покинули основные перестраховщики — традиционные партнеры из недружественных стран, РНПК заместила их, что привело к концентрации всех рисков на национальном перестраховщике.
«Когда в прошлом году отечественный рынок покидали традиционные западные партнеры российских перестраховщиков, РНПК в полном объеме приняла их портфели и сохранила действовавшие условия перестрахования, обеспечив для российского бизнеса непрерывность страховой защиты», — напомнил Смирнов.
Как сообщалось в конце ноября со ссылкой на главу компании Наталью Карпову, РНПК разрабатывает стратегию развития перестраховщика на ближайшие три года — с 2024 по 2026 гг. Одной из стратегических задач, по словам главы компании, станет модернизация подходов к ценообразованию, к договорам перестрахования с учетом отраслевых и национальных особенностей. РНПК рассчитывает на поэтапный переход и на собственное ценообразование в будущем. Новые подходы к созданию ценовой политики РНПК должен будет одобрить Банк России.
РНПК была создана в 2016 г. как дочерняя структура ЦБ.
Источник: https://www.asn-news.ru/news/85153
Политика собственного удержания рисков формулируется страховщиками самостоятельно, позволяет компаниям определить, какую часть риска страховщик оставляет у себя, а какую передает перестраховщику, пояснил он.
«Сейчас нет каких-либо требований к размеру или доле, которые страховщики должны оставлять у себя, передавая риск в перестрахование „Российской национальной перестраховочной компании“ (РНПК), — отметил Смирнов. — Нам не хотелось бы делать это нормативно, по крайней мере в моменте. Более того, как регулятору нам это и не надо. Но эта задача весьма актуальна для РНПК. Я говорю о соразмерности рисков, оставляемых страховщиками на своем балансе».
Он добавил: «Если речь идет о необходимости перестраховать риск в сотни миллиардов рублей, то понятно, что никто из страховщиков в стране не имеет возможности оставить на собственном удержании значимую долю такого огромного риска просто физически. Размер собственного удержания страховщика в подобном случае составит какую-то часть процента. Если же стоимость риска оценена в 10 млрд рублей, то говорить о целесообразности оставления на своем балансе сотых долей процента риска — это перебор».
Определение четких подходов к вопросу о собственном удержании — это эффективный риск-менеджмент со стороны перестраховщика, считает Смирнов.
«Если страховщик чего-то не разглядел и произойдет страховой случай, он сам ощутимо будет участвовать в убытке, и это справедливо. Такой подход должен стимулировать страховщиков увеличивать капитал с тем, чтобы иметь возможность страховать (и впоследствии перестраховывать) более крупные риски. С другой стороны, тема собственного удержания не должна превратиться в инструмент давления крупными участниками рынка на более маленьких», — добавил он.
Говоря о планах РНПК по упорядочению правил игры в сегменте перестрахования и о создании РНПК ряда регламентов, глава департамента сказал, что ЦБ как регулятор и как акционер однозначно поддерживает национального перестраховщика, поскольку «правила игры должны быть одинаковыми, прозрачны и понятны для всех участников рынка» (определенные подходы к оценке уровня собственного удержания по передаваемым в перестрахование договорам могут в том числе устанавливаться РНПК).
В то же время глава департамента ЦБ не разделяет ожиданий тех, кто безусловно рассчитывает на смягчение подходов в ценообразовании со стороны РНПК в ближайшей перспективе.
«Есть соблазн сказать: да, только так и будет. Но ведь все понимают, что справедливый тариф должен строиться исходя из оценки ожидаемых убытков. Представим, что стоимость услуг РНПК будет снижена, а после этого возникает убыток на десятки миллиардов рублей, и что тогда, из каких денег платить? В страховании ведь деньги не появляются из воздуха», — отметил он.
«Сегодня РПНК чувствует себя уверенно благодаря солидному запасу капитала. Но, учитывая его высокую роль на страховом рынке, нацперестраховщику должно хватать капитала, чтобы убыток в 10, 20, 30 млрд р. или даже больше не приводил бы к каким-то тяжелым последствиям. Такой размер капитала формируется за счет тарифов. Поэтому снижение тарифов РНПК на перестрахование — дискуссионная тема», — считает Смирнов.
«Не знаю, насколько у страховщиков есть мотивация увеличивать свой капитал для того, чтобы повышать собственное удержание. Они теоретически могут этого не делать. Но если они не будут увеличивать свой капитал и собственное удержание рисков, то капитал, конечно, придется повышать уже самой РНПК», — сделал он вывод.
Глава департамента ЦБ подчеркнул, что пройти кризис страховому рынку помогли не только меры Банка России в момент кризиса, но и системные решения, которые регулятор и законодатели приняли после введения санкций 2014 г. В частности, в ситуации, когда в 2022 г. российский рынок покинули основные перестраховщики — традиционные партнеры из недружественных стран, РНПК заместила их, что привело к концентрации всех рисков на национальном перестраховщике.
«Когда в прошлом году отечественный рынок покидали традиционные западные партнеры российских перестраховщиков, РНПК в полном объеме приняла их портфели и сохранила действовавшие условия перестрахования, обеспечив для российского бизнеса непрерывность страховой защиты», — напомнил Смирнов.
Как сообщалось в конце ноября со ссылкой на главу компании Наталью Карпову, РНПК разрабатывает стратегию развития перестраховщика на ближайшие три года — с 2024 по 2026 гг. Одной из стратегических задач, по словам главы компании, станет модернизация подходов к ценообразованию, к договорам перестрахования с учетом отраслевых и национальных особенностей. РНПК рассчитывает на поэтапный переход и на собственное ценообразование в будущем. Новые подходы к созданию ценовой политики РНПК должен будет одобрить Банк России.
РНПК была создана в 2016 г. как дочерняя структура ЦБ.
Источник: https://www.asn-news.ru/news/85153