Как уже сообщало АСН, с 25 июля в России стартовало онлайн-урегулирование через портал Госуслуг аварий, оформленных через Европротокол.
В пресс-службе Минцифры России сообщили АСН, что при урегулировании ОСАГО через Госуслуги есть возможность выбрать форму возмещения в виде ремонта авто. «Вся информация о порядке выплат определяется законом об ОСАГО, который предусматривает приоритет ремонта над денежными выплатами. При этом при подаче заявления можно выбрать желаемую форму возмещения — страховая компания учтёт это, если будет такая возможность», — сообщили в Минцифре.
Это же следует из предоставленного Минцифрой скриншота из Госуслуг.
Выберите форму возмещения: «Денежное возмещение» либо «Ремонт ТС», указывается в системе. С оговоркой, что «Страховая компания учтёт ваши предпочтения, если будет возможность».
Как убедилось АСН, на следующем этапе возникает список документов, необходимых для подачи заявления. Среди них Госуслуги перечисляют и реквизиты личного счёта — «для перечисления денег, если организовать ремонт не получится».
При этом портал даёт возможность сообщить и банковские реквизиты автосервиса, которого нет в «списке» страховщика.
Сотруднику АСН через личную страницу на Госуслугах удалось заполнить информацию о владельце повреждённого ТС, его автомобиле, виновнике ДТП, страховой компании и указать адрес СТО. Далее Госуслуги предлагают подписать документы через «Госключ» и отправить их уже в страховую компанию.
А что в законе об ОСАГО?
Всё бы ничего, но в законе об ОСАГО есть закрытый перечень, когда ремонт заменяется страховой выплатой. Из основных — это полная гибель авто, смерть потерпевшего, наличие соглашения между сторонами и несколько иных причин. Это следует из пункта 16.1 статьи 12 закона об ОСАГО.
Однако у страховщиков есть и ещё ходы. Например, когда ни одна из СТОА не подходит под требования закона. В этом случае страховщик с согласия потерпевшего может выдать ему направление на неподходящую с точки зрения закона станцию (например, расположенную далее 50 км от потребителя). Если согласие на ремонт в «неподходящем» СТО не получено, то производится страховая выплата (абзац 6 пункта 15.2 статьи 12 закона от ОСАГО).
Также предусмотрен случай, при котором у страховщика нет возможности организовать восстановительный ремонт на указанной заявителем СТОА. Тогда заявитель может согласиться на предложенную страховой компанией СТОА или получить страховую выплату (абзац 2 пункта З.1 ст. 15 Закона об ОСАГО).
Подтвердите своё согласие
Один из основных способов выплатить деньгами — это заставить потерпевшего подписать соглашение о выплате в денежной форме. Это приведёт к тому, что деньги перечислят с учётом износа (в среднем на 30% меньше, чем стоят новые запчасти на авто). Это позволит страховщику сэкономить на выплате и избавиться от решений проблем со СТОА и дефицитом запчастей. Клиенту это даст деньги в режиме «быстро, но дешёво». Часть потребителей потом будет удовлетворена этой суммой, часть — нет.
Но даже это соглашение клиент должен подписать, т.е. формально и фактически это зависит от его воли. Если же буквально читать Госуслуги, то получается, что приоритет отдаётся воле страховщика, который, по «возможности» (а может и при желании) «учтёт ваши предпочтения».
Т.е. фактически сейчас Госуслуги могут стать удобным каналом для того, чтобы «подготовить» клиентов к тому, что нужно подписать соглашение о выплате деньгами. Ведь даже на основном IT-ресурсе страны указано, что выбор клиента — это скорее «предпочтение».
АСН опросило крупнейших страховщиков о том, какие «предпочтения» потребителей они будут учитывать.
Ремонт — приоритетный способ, но…
В «Ингосстрахе» сообщили АСН, что по закону об ОСАГО ремонт является приоритетным способом возмещения ущерба, «независимо от способа подачи документов — поэтому для клиентов в этой части ничего не изменится».
Заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов ответил АСН, что страховщик принимает решение о форме выплаты с учётом выбранной потерпевшим формы возмещения — выдаёт направление на ремонт либо выплачивает деньгами. «Выдача направления на ремонт возможна при наличии у страховщика договора со станцией технического обслуживания, которая соответствует установленным Правилами ОСАГО критериям и на которой возможен ремонт транспортного средства, указанного в договоре страхования, с учётом его характеристик», — уточнил Игорь Иванов.
Этой же логики придерживается и начальник управления методологии Блока «Урегулирование убытков» «Росгосстраха» Алексей Бондарев. «Не всегда страховая компания может организовать ремонт — например, в регионе, где живёт клиент, нет СТОА, которые имеют договорные отношения со страховщиком. Поэтому закон об ОСАГО содержит положения, в соответствии с которыми ремонт может быть заменён выплатой денежных средств. Поэтому клиент, указывая ремонт в качестве формы возмещения при подаче заявления, информирует страховщика о приоритетной для себя форме, но реализация этой формы страховщиком зависит от ряда условий», — перечислил представитель РГС.
Эту же версию АСН сообщили и в «СОГАЗе»: «если клиент выбирает вариант ремонта, выдать направление страховая компания может только при наличии договора со СТОА в соответствующем регионе, поэтому речь идёт про "возможность"».
Директор Департамента урегулирования убытков по автотранспорту «МАКСа» Иван Попов так описал ситуацию: «Комментарий Минцифры и говорит о том, что, если при заполнении заявления (на Госуслугах — АСН) … клиент выбирает денежную форму возмещения …, а страховщик согласен на такой порядок урегулирования убытков, стороны подписывают соглашение, в котором предусматривается порядок и суммы выплаты». «Следовательно СК правомерно осуществляет выплату страхового возмещения в денежной форме», — отметил Иван Попов.
Однако, «если согласие не достигнуто, страховщик обязан организовать ремонт на СТОА», — отметил представитель «МАКСа».
«Астро-Волга» следует за законом и если клиент выбирает ремонт, то транспортное средство будет направлено на СТОА», — сообщили в «Астро-Волге». «Отсутствие поставок автозапчастей на территорию РФ в виду санкций усложняет процесс ремонта. Есть перечень ТС, на которые новые запасные части просто невозможно привезти либо срок поставок запчастей будет выше сроков, отведённых законом на ремонт», — при этом уточнили в «Астро-Волге».
«У страховой компании может не быть договора со СТОА в регионе заявления, в таком случае выплата будет осуществляться деньгами», — указали в «Гелиосе». «На рынке по-прежнему имеют место серьёзнейшие проблемы с наличием и поставками автомобильных запчастей, в том числе, в определённые законом сроки, которые необходимо строго соблюдать», — также сообщили представители «Гелиоса».
Мнение автоюристов
Ожидаемо автоюристы имеют иное видение ситуации.
«Сейчас страховщики сами бегут от ремонта, как от пожара, т.к. гораздо выгоднее платить копейки по справочнику, чем оплачивать счета на СТО за подорожавшие запасные части», — указал директор ООО «Поволжская юридическая компания» Роман Царёв. Он считает, что формулировка про «возможности» даёт страховщику очень большой манёвр в вариантах урегулирования убытка, а у потерпевшего «остаётся только видимость права выбора формы возмещения».
Страховщики, если человек выбрал ремонт, не имеют права платить деньгами, даже в отсутствие договоров с СТОА, согласен и автоюрист Эльдар Байрамов. На практике страховщики самостоятельно меняют форму возмещения, потому что согласование СТОА с пострадавшим по алгоритму закона требует времени, а это приводит к неустойке, рассказал он АСН.
Эльдар Байрамов считает, что финомбудсмен поддерживает смену формы возмещения с ремонта на денежную выплату с учётом износа.
«Я думаю, если бы страховщики, имея заявление с требованием ремонта, выплачивали бы без учёта износа, то споров "за износ" не стало бы. И финуполномоченный, и суды бы разгрузились». Однако, по мнению автоюриста, страховщики намерено платят с износом, рассчитывая на неграмотность потребителя, который не дойдёт до суда. «А суд в 100% случаев удовлетворит "износ", штраф и неустойку», — заявил Эльдар Байрамов.
Почему же у страховщиков возник «дефицит» договоров со СТОА? Ответ уже звучал от самих автосервисов: «страховщики выработали методики по переводу бóльшей части клиентов на выплаты деньгами, а не ремонтом. С этой целью страховые компании создают потребителям различные препятствия. Например, клиенту предлагается подписать договор о "быстрой" выплате сниженной суммы — в обмен на облегчение процедур и отказ от последующего предъявления претензий о возможных скрытых дефектах. Другой метод — массовое расторжение всех договоров по ОСАГО с кузовными цехами. Последняя мера по закону позволяет страховщикам безусловно переводить клиентов на денежную выплату», — заявляли в Союзе автосервисов.
На исчезновение списков СТО с сайтов страховщиков обращал внимание и финобмудсмен: «Понятно, почему — изменилась ситуация, выросли цены, натуральный ремонт стал менее выгодным. Но это нарушение, прямое нарушение, — объяснял финуполномоченный. — Когда мы запрашиваем, станции ремонта появляются. Когда потребитель это делает — их нет».
Верховный суд
Интересно, что и Верховный суд считает, что отсутствие договоров со СТОА не является безусловным основанием для изменения ремонта на выплату с учётом износа.
Только для активной защиты своих прав, возможно, придётся проходить финомбудсмена и суды, а для получения выплаты деньгами можно просто дать согласие через Госуслуги.
Какой путь будет выбираться чаще — понятно всем.
Источник: https://www.asn-news.ru/news/83761
Источник: https://www.asn-news.ru/news/83761